Posted 22 февраля, 14:05

Published 22 февраля, 14:05

Modified 22 февраля, 14:07

Updated 22 февраля, 14:07

Цены на такси вскоре снова неприятно удивят потребителей.

Поддержку отечественного автопрома оплатят клиенты такси

22 февраля 2024, 14:05
Фото: Изображение Midjourney
Цены на такси вскоре снова неприятно удивят потребителей.
После прошлогоднего резкого подорожания услуг такси нижегородцы вправе были бы рассчитывать на какую-то паузу в росте цен на поездки в автомобилях с шашечками. Но, похоже, эти ожидания не оправдаются.

Новым триггером для роста цен на такси, скорее всего, после своего принятия станет законопроект, который даст право региональным властям самим устанавливать обязательные требования по уровню локализации используемых в качестве такси автомобилей. Как известно, депутаты Госдумы уже приняли его в прошлом месяце в первом чтении. Под его действие подпадут все легковушки, кроме бизнес-класса — авто стоимостью свыше 4 млн рублей.

Новые машины такси — опасные и ненадежные

Последствия принятия этого законопроекта сегодня активно обсуждаются автоэкспертами и самим таксистами в профильных пабликах. Участники этих групп в соцсетях оценивают его негативно. Напомним, что инициаторы проекта закона и поддержавшие его депутаты, в том числе спикер Госдумы Вячеслав Володин, объясняют его появление необходимостью поддержки отечественного автопрома. Кроме того, по их словам, нововведения призваны минимизировать риски повышения зависимости сети такси от импортных поставок в условиях санкций.

Как отмечают автоэксперты, новый закон подрывает рыночные механизмы работы такси в России, что в результате непременно скажется на кошельке потребителя. Как рассказал в беседе с NewsNN вице-президент Национального Автомобильного Союза Ян Хайцеэр, во всем мире работа служб такси строится на приобретении недорогих, но при этом достаточно комфортных для пассажиров и, главное, долговечных автомобилей. В частности поэтому, по его словам, во многих городах мира в такси можно увидеть такие авто, как Skoda Rapid или Oktavia, которые в этих странах не производятся.

— У нас же будет обратная история. Автомобиль станет выбираться по основному критерию — его производства в России. Второй критерий — цена, а вот, получается, что безопасность и прочее не важны. То есть подумали о глобальной экономике, положительным сальдо для тех, кто производит автомобили, в первую очередь –«АвтоВАЗ», но не подумали о таксистах и пассажирах. И вот это для меня прискорбно, я бы это не поддержал.

При этом, по словам эксперта, никто не видел краш-теста самого ходового продукта волжского автозавода — LADA Granta, за счет которого, очевидно, и предполагается в значительной степени пополнить гаражи таксопарков.

— Есть у меня предположение, что при определенных условиях краш-тест не будет пройден. И уж если долбануть, простите, эту машину на скорости 60 км/ч о бетонную стену, вряд ли там что-нибудь останется от автомобиля и пассажиров, находящихся внутри. Комфорт — это уже вторая история. Пассажир не будет выигрывать с точки зрения безопасности, но агрегатору все равно, потому что у него постоянный процент.

Как отмечалось выше, авторы проекта рассчитывают, что локализация такси уменьшит их зависимость от поставок из-за рубежа и выработает иммунитет к разного рода ограничениям и санкциям. По этому поводу высказался и президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Он утверждает, что проект закона не запрещает иномарки, а дает право регионам самим принимать решения с требованиями локализации.

Локализация авто за счет пассажиров

И, тем не менее, автомобильные эксперты сходятся во мнении, что возможный главный идейный вдохновитель данного законопроекта — именно волжский автозавод.

Эксперт в области автомобильного транспорта, телеведущий программы «Минтранс» на РенТВ Вячеслав Субботин в беседе с NewsNN сравнил «АвтоВАЗ» с утопающим, который хватается за соломинку:

— Откуда идет такая инициатива — это уже понятно. «АвтоВАЗ» хоть и пытается нарастить производство, но не покупают его машины, и все тут. Китайский автопром пусть даже и плохенький, давно на голову выше, чем то, что выпускает «АвтоВАЗ». По ездовым качествам, по уровню комфорта, по насыщенности электроникой китайцы на два-три шага впереди.

Второй интересант в принятии Госдумой такого законопроекта, по мнению автоэксперта, — это мэрия столицы РФ, организовавшая выпуск на мощностях бывших АЗЛК и «Рено Россия» китайских автомобили JAK. После локализации производства они получили название «Москвич».

— «Москвич» сделали. Если он дороже, чем аналог JAC, на 15-20%, ну кто его будет покупать, люди же не дураки. Куда его девать? Ну конечно, в каршеринг и такси. Таким образом принуждают подневольных людей, лицензией которых распоряжаются, покупать такие автомобили. И ни к чему хорошему это не приведет. Да, на первых порах это будет действовать на отрасль. А в более долгой перспективе это приведет к росту стоимости услуг такси. Они будут постоянно ломаться, эти автомобили. Я имею в виду «Москвичи» и «Лады». Ну и люди будут вынуждены искать какие-то другие пути, чтобы все равно оставить те автомобили, на которых они сейчас ездят. А это повышенный ремонт в финансовом плане, — отметил Вячеслав Субботин.

В итоге все это — кредиты на новые локализованные автомобили, расходы на исправление их частных поломок, дорогостоящий ремонт тех иномарок, что останутся в строю, — отразится на цене для клиента такси.

"